lapadom (lapadom) wrote in ru_mozart,
lapadom
lapadom
ru_mozart

Category:

играя в кегли

Оригинал взят у panoramov в играя в кегли
Kegelstatt trio KV 498. По легенде, Моцарт сочинил это трио во время игры в кегли. Можно уточнить "тоже сочинил". История легенды такова: сохранилась рукопись 12 валторновых дуэтов K487 с пометкой Wienn den 27.t Jullius 1786 untern Kegelscheiben  = Вена 27 июля 1786, в кегельбане. (Попутно замечу, что шары в кегельбане меньше, чем в боулинге, и на них нет дырок для пальцев — весьма удобно для музыкантов.) Трио датировано 5 августа того же года — то есть, полторы недели спустя игры в кегли. В свой список сочинений Моцарт занёс его просто как "Ein Terzett für klavier, Clarinett und Viola". Издатели, похоже, позже объединили эти сочинения по дате создания: так слово "кегли" приклеилось к трио (отклеившись от валторновых дуэтов).

Не перестаю удивляться гению Моцарта. Дело не в том, как и где он писал, а в том, что он писал. Интонации Кегельштат-трио явно предвосхитили музыку Брамса. Те же недосказанные мотивы, тот же лёгкий кларнет — особенно во второй части, менуэте. Вся музыка пронизана изяществом. Брамс творил гораздо позже, при этом его сочинениями многие восторгались, а многие их не понимали. Чайковский был среди тех, кто не любил брамсовскую недосказанность. А музыкой Моцарта, наоборот, Чайковский всегда восторгался. Прежде всего его операми. Получается, что Моцарт был предтечей как Брамса, так и Чайковского одновременно!

Согласно воспоминаниям, Кегельштат-трио посвящено Франциске Жакен, 17-летней ученице 30-летнего Моцарта и дочери друга семьи Моцартов. Впервые было исполнено в доме Жакенов в составе: Антон Штадлер (ему Моцарт тоже посвятил несколько своих сочинений) играл на кларнете, Моцарт на альте, а Франциска Жакен на клавишных [*]. Впервые в истории музыки было использовано такое сочетание инструментов: партии кларнета и альта несут примерно равную нагрузку (в). Позже, спустя почти сто лет, Шуман сочинил Märchenerzählungen для такого же трио. Потом были Брух, Райнеке, Амберг и другие.

Многие исследователи Моцарта полагают, что он прямо из головы записывал свою музыку; то есть, сочинение приходило ему готовым, открывалось, так сказать. Если это так, то место творчества, действительно, значения не имеет. Не требуется отдельной комнаты или особых условий, чтобы "никто не мешал". Наоборот, возможно, игра или другое общее дело приводило к тому, что в голове возникали новые гармоничные сочетания звуков. Оставалось только перенести их на бумагу. (Иногда Моцарт не успевал :)

Нашёл Кегельштат-трио в исполнении кларнетиста Карла Ляйстера, альтиста Вольфрама Криста и пианиста Джеймса Левина. Это тот самый Джеймс Левин, который дирижировал вакханалией Сен-Санса и вообще всем концертом Трёх Теноров в Париже.


Три части. Всего около 20 минут. Последние такты — оперная кода.

[*] Во времена Моцарта клавишным инструментом был либо клавесин, либо клавир — прототип современного рояля и пианино. Моцарт в трио сначала написал "Ce" ("cembalo", клавесин по-итальянски), затем заменил на "Piano forte". Ударно-клавишные как раз активно совершенствовались в то время (ссылка на сайт abc: передача об инструменте Моцарта).

Tags: kv487, kv498, видео, трио
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment