?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Б У Л А Т
О К У Д Ж А В А

И.Б.

Моцарт на старенькой скрипке играет.
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает -
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:миг -
и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

1969

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
evgeny_minin
18 дек, 2010 23:02 (UTC)
Давид Самойлов
Дуэт для скрипки и альта
------------------------------------------------

Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.
И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.

Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
"Тара-тара, тили-тики,-
Думал он.-
Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта".

Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!
Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд,-
Сколько требуется, столько
И отдаст...

Ox, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.
Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.

Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,
За вино и за ошибки -
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

lapadom
18 дек, 2010 23:09 (UTC)
Re: Давид Самойлов
Оно отличное! Спасибо! А Моцарт действительно к альту был неравнодушен, и знаменитый концерт для альта и оркестра - не случаен!
evgeny_minin
18 дек, 2010 23:21 (UTC)
Николай Огарев
МОЦАРТ

Толпа на улице и слушает, как диво,
Артистов-побродяг. Звучит кларнет пискливо;
Играющий на нем, качая головой,
Бьет оземь мерный такт широкою ногой;
Треща, визжит труба; тромбон самодовольный
Гудит безжалостно и как-то невпопад,
И громко все они играют на разлад,
Так что становится ушам до смерти больно.
Так что ж? Вся наша жизнь проходит точно так!
В семье ль, в народах ли - весь люд земного шара,
Все это сборище артистов-побродяг
Играет на разлад под действием угара...
Иные, все почти, уверены, что хор
Так слажен хорошо, как будто на подбор,
И ловят дикий звук довольными ушами,
И удивляются, когда страдают сами.
А те немногие, которых тонкий слух
Не может вынести напор фальшивой ноты,
Болезненно спешат, всё учащая дух,
Уйти куда-нибудь от пытки и зевоты,
Проклятьем награди играющих и их
Всех капельмейстеров, небесных и земных.
Люблю я Моцарта; умел он забавляться,
Дурного скрипача и слушать и смеяться;
Он даже сочинил чудеснейший квартет,
Где все - фальшивый звук и ладу вовсе нет;
Над этим, как дитя, он хохотал безмерно,
Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный!
Скажи мне, где мне взять тот добродушный смех,
Который в хаосе встречает ряд утех,
Затем, что на сердце - дорогою привольной -
Так просто весело и внутренно не больно!)

1860-е годы




lapadom
18 дек, 2010 23:38 (UTC)
Re: Николай Огарев
Слушайте, к стыду своему я его не просто забыл, я и не читал его никогда, пролетело мимо нерадивого студента! А ведь сколько выпито под памятником друга его, Герцена! :)))

Судорожно напрягаю память... Нет, не помню, не читал, словно и не классика. Ай-я-яяй! Спасибо огромное, таких белых пятен надо ствдиться, спасибо, Евгений.
evgeny_minin
18 дек, 2010 23:25 (UTC)
Александр Балтин
СЛОВО О МОЦАРТЕ
-------------------------------------------
1
Как Моцарта усвоить нам,
Чтоб жизнь играла лёгким светом?
Не веря тягостным приметам,
Узреть проникновенный храм…
Как лёгок Моцарт, как глубок, -
Он весь от ясного начала,
В нём слово – то, что было Бог,
А в нас так мало слова, мало.

2
Клавесин звучит, музыка летит,
Бабочкой серебряной летит.
Музыка звучит, и Моцарт ворожит,
Бабочка – куда она летит?
Моцарт тягот, Моцарт темноты,
Зальцбургское загнуто пространство.
С детства Моцарта так часто слушал ты –
Серебрилось время, как богатство.
Чёрный человек к нему пришёл.
Был тяжёл пришедшего глагол.
Моцарта ли дело покоряться…
Реквием – как сад садов – расцвёл.

3
Зальцбурга мощёный двор –
Город будто двор. Кругла монета.
Зальцбурга с пространством разговор,
Будет вам сколь интересно это?
Моцарт жив по собственным часам.
Вечно жить – насколь оно уютно?
Моцарт вверен звуку абсолютно,
Для чего уже не знает сам.
Сам не знает, ибо человек
Чёрный ворожит ему смертельно.
Реквием – он сам по сути век,
Даже если жили беззатейно.
Поднимаясь выше башен, крыш,
Моцарт нам обогатит пространство.
Небо - слушая его - услышь,
И лиши себя пустого чванства.

lapadom
18 дек, 2010 23:35 (UTC)
Re: Александр Балтин
Первая и третья части очень хороши! Просто замечательно. Вторая менее нравится, но тоже, тоже...
sofiyacelan
10 мар, 2013 22:10 (UTC)
Моцарт играет. София Юзефпольская-Цилосани
1.
Моцарт играет. Он ставит капканы для птах
в небе - и трубным аккордом всех птичек накроет;
этот аккорд - ах - то просто веселое - ах,
солнцем сплетенный сачок, он их дразнит такою игрою,
Моцарт, - он очень большой, он чуть-чуть их пугает:
Что там за щебет? - В бессмертье лазури - лети!
Каждую птичку он выдохнет снова на волю,
золотом вскормленной в Моцарта доброй груди.



Piano Concerto No. 21 Mozart

a.

Моя самая чистая нота -
лед и шмель.
Пусть кикиморье тянет в болото -
cпел.
Моя самая белая клавиша
с розовым лепестком.
Моя самая долгая - плавает -
золотым светляком.
И коль счастье
всего-то той ноты -
голь,
я на вечное царство венчаю -
Тебя -
о, мой Голый Король.

b.

И вновь тобой дышу, дышу и слышу:
поют басы - идут, что крови ход,
качнут волну, но потекут все глубже, тише..
И держат, держат целокупно небосвод.
А та - малюсенькая - нотка стала слезкой,
набухла, отогревши лед цветной,
что счастье обещал - навечно. Как неброско
она теперь закапала водой
проем в окне, ресницы, платье, счастье:
прозрачно все в часах, прозрачно и светло.
И лучик Моцарт нам с тобой кладет на скатерть,
наискосок, сквозь зимнее стекло.

3. W. -A. Mozart - Das Butterbrot

Чисто золото - твоя
голова упрямая,
стружки по ветру летят, желтая да пряная.
Мажет маслом бутерброд солнце на окошке,
как варенье в нем поет, слышно только ложке;
как малины толок-ток - топот ксилофончиков,
ксилофончик-кислород в барабаны-пончики.
Моцарту сейчас идет пятый годик. С малым
что еще произойдет, знает только Aнгел.
Ангел знает, как в бреду ясность Лакримозы
возникает, пот на лбу - орошает розу.
Ангел знает, звук ножей только Agnus слышит
музыкою, что метель мечет нам на крыши.
Aнгел знает, ураган сдержит в аполлоньей
чаше солнца - Великан - музыки - наш Вольфганг.
Ангел знает miserere из глубинок ада,
Ангел знает: нет могил, - лишь цветок да падаль.
Моцарту сейчас всего пять малых годочков,
мажет мама бутерброд, ангел спит под бочкой...






Edited at 2013-03-10 22:44 (UTC)
lapadom
11 мар, 2013 04:22 (UTC)
Большое спасибо за стихи!
sofiyacelan
10 мар, 2013 22:11 (UTC)
Mozart piano concerto 23 Марии Юдиной

Из женщин всех, кем пронзенa была, не нA смерть, а на жизнь, кого любила, как ту - в Елабуге, что в звенья синих звёзд все позвонки себе переломила, построчно раздарив, как искренность - лучи - всем историческим, всем героическим игрушкам; как ту, что сохранила все ключи к стихам Архангела и мужа под подушкой изгнания, как ту - Царицу бед, поэм,вселенную державшей без героя, в роскошном покрывале музу Горя, под чьей стопой могилы лили свет,
из них из всеx одной Марии образ
предстал в божественности творческого мозга.

Она вошла - как тайна жизни, - выше речи, искусства выше, ведь послушничества печи создателю так редки: женский крест готовит гений их к костру всем видимых божеств.

А здесь - алмаз храним в воротничке девичьем...
Марии пыл не пожелал звезды отличье.

Ни Музой, ни Монахиней, ни Вечем - не стала, но одна пошла навстречу путем сквозь нотки к старенькому Богу, и Бог к ней вышел - на ее дорогу - и ввел туда, где редко пианисту играть Он разрешал, где плакал и молился
Он сам,
Один -
еще не воссоздав

в своем твореньи, победившей страх,
Любовь.
И там - под этой сенью ветхой
Он принимал к себе детей,
да Машу с пышной веткой
цветочных пальцев, говорил ей:

- Маша, право,
зачем судьбу бросаешь в жерло фортепьяно?
К чему тебе Мои о мире мысли?

Ты свой отшельничий, и по девичьи чистый
в глубины фортепьяно клонишь стан,
и слышишь высь - в воде, в рождении - накал,

Hо надо вмыслить - в грудь - алмаз,
как адский слух,
сыграть в груди алмаз - страдания,
как звук
для искупленья века в вечности -
стокатто,
вот так сыграть - для искупленья ада,
так ад расплавить -
как расплакаться, так чисто,
как божее дитя
- в ладонях пианиста.


- Ах Маша, Маша - то ли славы высь? Ты за грехи Тирана помолись, и откажись от всех его услуг. Ты хрупкостью прозрачной - трудных рук... как ноткой, занавесь позор оваций: не в золоте, в золе звенит закон вибраций иконостаса божьего суда.

и Маша - выкрест, в крест, как в дом вошла.

Как в дом, где много, много нотных мест,
для мебели лишь клавиши небес,
в окне трагедии немыслимого века она играла пламенем из снега тех дальних гор, где (слышишь! выстрел в утку!)
разбился ей- жених - земной,
а ей, как будто, все пальцы Бог слезой тогда окольцевал.
Вся жизнь ее - тех слез невидимый закал:
на фабричке, на печечке - на небе,
всем - Крестная - игра - пекла в насущном хлебе
сочувствия алмаз, впадала словно в ересь
в чужие судьбы, дикий мир - казался ей - не тесен:
любила всех, одна. И топaла по лужам в размокших кедах;
ни детей, ни туфелек, ни мужа ей не досталось на земле - одно юродство, в прoкате платье, фортепьяно... И сиротство. Сиротство всех: чужих, своих. И голод. Три кошки, голубь, Пастернак. И дикий холод.

И как-то так, в придачу - Серафима бесстрашие. И - как Юдифь - Она - убила
- Тирана...
над проклятым одром мчался
в пластинке Юдиной, тот Серафим и не кончался
в Возмездии,
как ветер - кремнем правд
в лицо Тирану он бросал небесный клад;
Алмазы Моцарта – и тем убил господник-ветер...

На похороны - отказала, в 23-ей
Бог пальцами ее сам проиграл:
всю неподкупность детских правд, все - чем звучал…
в начале слов (начало было детски-просто),
все, что, сквозь смерти, в правде - Венценосно.
sofiyacelan
10 мар, 2013 22:19 (UTC)
Арсений Тарковский

Утро в Вене

Где ветер бросает ножи
В стекло министерств и музеев,
С насмешливым свистом стрижи
Стригут комаров-ротозеев.

Оттуда на город забот,
Работ и вечерней зевоты,
На роботов Моцарт ведет
Свои насекомые ноты.

Живи, дорогая свирель!
Под праздник мы пол натирали,
И в окна посыпался хмель -
На каждого по сто спиралей.

И если уж смысла искать
В таком суматошном концерте,
То молодость, правду сказать,
Под старость опаснее смерти.

1958
sofiyacelan
10 мар, 2013 22:20 (UTC)
Арсений Тарковский

Снежная ночь в Вене
Ты безумна, Изора, безумна и зла,
Ты кому подарила свой перстень с отравой
И за дверью трактирной тихонько ждала:
Моцарт, пей, не тужи, смерть в союзе со славой.

Ах, Изора, глаза у тебя хороши
И черней твоей черной и горькой души.
Смерть позорна, как страсть. Подожди, уже скоро,
Ничего, он сейчас задохнется, Изора.

Так лети же, снегов не касаясь стопой:
Есть кому еще уши залить глухотой
И глаза слепотой, есть еще голодуха,
Госпитальный фонарь и сиделка-старуха.

1960
sofiyacelan
10 мар, 2013 22:22 (UTC)
Осип Мандельштам

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
5Быть может, прежде губ уже родился шопот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.

Ноябрь 1933 — январь 1934
sofiyacelan
10 мар, 2013 22:28 (UTC)

пастернак
Определение поэзии.

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультом и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до сада
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звездам к лицу бы хохотать,
А вселенная - место глухое.
Максим Белый
23 янв, 2014 14:14 (UTC)
У меня глупый вопрос,кто написал это стихотворение?
lapadom
23 янв, 2014 17:12 (UTC)
Автор вроде бы подписался? :)
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

О сообществе

ru_mozart
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцартеум, Зальцбург

Latest Month

Март 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Моцарт - это универсальный гений. Говорить о Моцарте - это все равно, что говорить о боге...

Эдвард Григ


Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Натан Перельман


Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Карл Барт


Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Владимир Спиваков


Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Сергей Танеев

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. - М.: Классика-XXI, 2008.


Моцарта часто называют композитором "чистой музыки", как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности - экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех "страданий молодого Вертера": дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением "музыкального мышления" самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
"Вселенная Моцарта"


В.А. Моцарт - письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
"Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами - учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей".


Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль?..

А.С.Пушкин,
"Моцарт и Сальери",
1830г.


О Моцарте нам известны две вещи: во-первых - его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
"Тот самый Моцарт",
наши дни.


Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Б. Асафьев


Последний концерт для клавира — тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености — все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

А. Эйнштейн


Самый трудный композитор? -
Моцарт!

Святослав Рихтер


"Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта <...> содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением."

Из газеты "Винер реалцайтунг"
от 11 июля 1786 года


Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть.<...> Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Гленн Гульд


"Мои дети покорили почти всех"
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner